Дневник финансов

«Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо…»

Уинстон Черчилль

Знакома ли вам ситуация: вы исправно ходите на работу, работаете 40+ часов в неделю, получаете каждый месяц зарплату (кто-то больше, кто-то меньше), но деньги сразу же куда-то растекаются, будто песок сквозь пальцы? И, что самое интересное, вы понятия не имеете — куда ушла минимум половина зарплаты.

Мне это было очень знакомо. В детстве деньги, уходили на всякую ерунду, с помощью которой хотелось выделиться. Например, на дискотеки, “отдых” с друзьями, сигареты (сигареты — это отдельный разговор — я рано начал курить и каждый день превращал в дым по пачке сигарет. Но к счастью, в конце концов, 5 лет назад, смог победить эту привычку).

В Испании, первое время мне было просто — получив зарплату, я откладывал нужную сумму денег (на квартплату и питание), а всё остальное отправлял домой, родителям. Так прошло 3,5 года и внезапно начались мои открытия в денежном вопросе.

Отправлять домой, после выплаты всех долгов, уже было не нужно, и я был рад, что смогу начать откладывать на свою жизнь. По идее, дело должно было идти достаточно быстро и весело, но на деле получалось так же как и раньше — к концу месяца приходилось экономить, поскольку денег уже не было.

— Как так-то? — подумал я и решил начать экономить.

 Прошёл ещё месяц — его я тоже заканчивал без денег.

Всё стало ещё непонятнее, вроде бы и экономить начал, и никаких дорогих покупок не совершал, и систематических отправлений домой уже не было, а денег больше не стало. Да, сходил пару раз в клуб, чего раньше себе не позволял. Да, стал покупать сигареты на 20 центов дороже, но это всё равно никак не объясняло отсутствия нескольких сотен Евро, которые должны были оставаться каждый месяц. В ситуации нужно было срочно разбираться.

К тому времени я прочитал и прослушал уже большое количество книг по саморазвитию, финансам, успеху. Все тренеры, говоря о личных финансах, особый упор делали на важность первого шага — учёта доходов и расходов. Долгое время мне казалось это скучным и бесполезным, поскольку я практически никуда и ничего не тратил — только на самое необходимое. Но если в конце месяца спрашивал себя о том, куда потратил зарплату — не мог ответить связно. Единственное, что мог сформулировать:

— Да вроде никуда и не тратил, — думаю, так же отвечает на этот вопрос большинство людей.

Стало очевидным, что вести учёт всё-таки нужно, хотя бы недолго, чтобы узнать — куда утекают честно заработанные.

Благодаря простой тетради, калькулятору и элементарным подсчётам я получил более информативное видение своих финансовых потоков. Теперь в любой момент я мог посмотреть, сколько у меня ушло за прошедшую неделю (месяц) на продукты, одежду, развлечения или куда-то ещё. Я мог сравнить эту сумму с прошлой за аналогичный период, из чего можно было делать следующие выводы — сразу становилось понятно, на что я стал тратить больше. Просто походя приходило понимание правильности (или неправильности) этого увеличения. Если в нём не было необходимости, то к окончанию анализа недели или месяца правильное решение уже формулировалось само собой. Когда стало понятно, куда идут деньги, стало возможным заглядывать в будущее и планировать расходы.

Я узнал и стал применять многие из очень полезных правил. Вот четыре из самых главных:

1.       Обязательно начать вести как можно раньше «Учёт доходов и расходов» — это самый первый шаг в организации финансов. Без этого учёта я был как слепой — только удивлялся тому, что деньги пропадают неизвестно куда.

2.       Самый главный платёж, который нужно делать из любого полученного дохода — СЕБЕ. Минимум 10% нужно откладывать из ЛЮБОЙ полученной суммы. Многие «резонно» возражают на это:

— Откладывать попросту нечего. Даже 1% не могу позволить отложить.

Это большое заблуждение. Попробуйте! Вы, скорее всего, даже не заметите разницы. Скорее, вы обнаружите пару способов сэкономить на ненужных расходах.

Что дают взамен такие «лишения»? Создаётся «подушка безопасности». Её цель — обеспечить вам 6 месяцев жизни (не меняя уровень жизни) при отсутствии какого бы то ни было дохода.

Когда у человека появляется такая «подушка» он перестаёт постоянно ломать голову и переживать о том, что он может потерять работу и тогда… всё пропало. Благодаря этой подушке у человека значительно увеличивается уверенность в себе, и вместо бесполезных переживаний появляется возможность подумать о том, каким образом можно увеличить свой доход.

3.       Если есть долг, не нужно отдавать всю зарплату на его скорейшее погашение. Вместо этого распланируйте его возврат с подходящей ВАМ скоростью.

На возврат долга рекомендуется выделять 20% из дохода. Это позволит оставлять необходимые суммы и на другие сферы жизни. Конечно, если вы знаете, что человек одолжил вам последнее (и, если ему не вернуть долг в оговоренный срок, ему будет очень трудно) нужно вернуть именно ему поскорее. Но вы удивитесь, обнаружив, что большинство людей примут ваши условия без возражений и обид.

4. Также планируются все расходы на:

— квартплату

— продукты

— одежду

— развлечения

— обучение

— др.

Величину процентов вы можете изменять: если хотите побыстрее создать «подушку», можно увеличить платёж себе. Если отдать долги — увеличить соответствующий платёж.

Но в любом случае нужно помнить о том, какой платёж обязательный — это платёж СЕБЕ (минимум 10% от любого дохода).

Начав вести учёт, у меня возникало множество вопросов. Я узнавал о различных способах сделать этот процесс более удобным и простым.

Со временем понял, что компьютер может заменить тетрадь с огромным преимуществом и открыть намного больше возможностей.

Перепробовав множество программ для домашнего учёта финансов, в итоге остановился на одной из них. Сначала была бесплатная версия, но потом её стало не хватать — перешёл на платную.

В чём преимущество ведения учёта финансовых потоков при помощи компьютера? Почему я перешёл на платную версию? Об этом — в следующем посте.

Сергей Овчинников
Я в соцсетях

Сергей Овчинников

Консультант по трудоустройству.
Автор книги "Как найти работу? Советы от человека успешно прошедшего 30 собеседований"
Присоединяйтесь к подписчикам сайта и получайте каждую неделю новости и полезную информацию по поиску работы, правильному оформлению резюме, прохождению собеседования и т.д.
Сергей Овчинников
Я в соцсетях

С этой статьёй читают

10 правил для победы над депрессией.
Отчаяние, уныние, переживание, беспокойство - сейчас это объединяется всем известным словом Депрессия. Вот как описывает это понятие Wikip...
Тайм-менеджмент не работает!?
Наверное, сейчас трудно найти человека, который бы не слышал словосочетания "тайм-менеджмент" или "управление временем"...
"Цель" - Элияху Моше Голдратт
Книгу Э.Голдратта "Цель" очень многие называют выдающимся произведением в бизнес-литературе. Можно найти сотни хвалебных отзывов и...
Как найти работу? Почему эта тема для меня важна?
Возможно, многие слышали об исследовании, которое было проведено на западе. Исследователи опросили некоторое количество людей, добившихся оч...
Топ-10 цитат о креативности от Ричарда Брэнсона
Книгу Ричарда Брэнсона «К черту всё! Берись и делай!» я прочитал уже очень давно. Понравилась. Причём понравилось как то, каким упорным и...
10 вопросов, которые вы должны задать на собеседовании
Собеседование - это именно тот момент, когда и вы, и потенциальный работодатель решаете - подходите ли вы друг другу. Поэтому во время со...